Суббота, 24 февраля 2018 11:08

Автоматическая коробка на мотоцикле Honda DCT

Большинство мотоциклистов знакомы с автоматическими коробками только по скутерам, на которых ставится вариатор. Но с 2010 года на мотоциклах Хонда стали устанавливаться коробки DСT.  

Следует сразу отметить, что КПП которую ставят на мотоциклы Хонда не является в полной мете «Автоматической коробкой» в том значении которое обычно соответствует этому словосочетанию. В ней нет ни фрикционов, ни планетарных передач, ни гидротрансформатора. 

Коробка DCT — это механическая коробка с роботизированным переключением передач. И более того у неё 2 (два) сцепления. DCT — Dual Clutch Transmission. Трансмиссия с двумя сцеплениями. С этой стороны она родственна автомобильным коробкам типа DSG у Фольксвагена или Getrag Powershift у Форда. Но сама коробка остается «мотоциклетного» типа с шестернями постоянного зацепления и кулачковыми муфтами.

Как же устроена эта коробка и зачем ей два сцепления?

Итак, крутящий момент от коленвала через два трехдисковых «мокрых» сцепления приходит на 2 ведущих вала. Один из этих валов проходит внутри другого. Внутренний вал приводит в действие ведущие шестерни нечетных 1,3 и 5-ой передач, а на второй, наружный, насажены шестерни четных 2, 4 и 6-ой передач 

Когда вы трогаетесь электроника с помощью электромотора включает сразу 1 и 2 передачи, и смыкает сцепление внутреннего вала. Поехали. Когда приходит время переключения на вторую, разжимается сцепление внутреннего вала, зажимается сцепление наружного, и параллельно замыкается 3-я… и так далее. То есть переключения происходят «бесшовно» без разрыва передачи крутящего момента на колесо.

Самое сложное в этом процессе это правильно настроить приводы сцеплений и научить электронику не только правильно последовательно переключать передачи в зависимости от условий, но и уметь предвидеть куда должно быть следующее переключение — вверх или вниз. Потому что когда вы движетесь на 4 передаче и у вас уже превыбрана пятая, но вы начинаете притормаживать, ЭБУ понимает, что надо срочно, пока еще вы не вышли из зоны оборотов 4 передачи, менять 5 на 3. В общем научить коробку правильно ездить тот еще секс и куча времени. Об этом стало известно изданию MotoNews.com.ua,

Таком образом роботизированная коробка смены передач для мотоциклов получается не сильно больше обычной механической, может использовать обычные надежные шестерни и при этом позволяет переключать автоматически передачи без разрыва крутящего момента на колесе.

Центральный, процессор который отвечает за работу коробки передач собирает данные с многочисленных датчиков, начиная от оборотов двигателя и заканчивая углом продольного и поперечного наклона мотоцикла, и на основании этого выдает команды исполняющим механизмам. 

И именно создание релевантной системы правильно переключающей передачи и было самой большой проблемой у Honda. Первые поколения DCT вызывали немало нареканий, позволяя себе переключать передачи во время, когда мотоцикл находился в наклоне в повороте. Об этом стало известно изданию MotoNews.com.ua,

Теперь передачи не переключаются в связках поворотов, до выхода удерживается одна передача. 

Во втором же поколении изменилась и система отвечающая за выбор режима работы трансмиссии

Из ручного режима система теперь имеет возможность сама вернуться в автоматический режим.

На сегодня у коробки DCT 2 автоматических режима обычный и «спортивный». Во втором случае передачи переключаются позднее и резче. Обороты мотора поддерживаются в зоне близкой к максимальному моменту. В то время, когда в «обычном» режиме передачи меняются раньше, плавнее и работа больше настроена на комфорт и топливную экономию.

Для DCT устанавливаемой на Honda Africa Twin CRF1000, кроме переключалки передач на руле (когда кпп а «ручном режиме») есть опциональная лапка под левой ногой.

В новом поколении DCT сцепление не постоянно сжато на максимум, а линия его максимального момента которое оно держит без проскальзывания идет параллельно крутящему моменту мотора, таким образом реализовано его проскальзывание в случаях если появляется резкая пульсация момента, например, при неаккуратном обращении с ручкой газа. Это помогает более плавному и комфортному управлению мотоциклом. Это аналогично тому, когда мотоциклист «травит» сцеплением, например, пробираясь в пробке или разворачиваясь на узкой улице. 

На Honda Africa Twin CRF1000 есть еще кнопочка G -которая будучи нажатой расширяет разницу между моментом выдаваемым мотором и запасом по сцеплению, что позволяет напримет слайдить на грунте. 

Так же современная система DCT уставновленная на Honda Africa Twin CRF1000 может отслеживать продольный уклон и тем самым позволяет тормозить двигателем на спуске не переключаясь вверх. Ну или наоборот при подъеме удерживает передачу ниже. 

В целом конечно автоматическая коробка для большинства мотоциклистов это благо. А хорошоработающая это двойное благо. Все холивары на форумах подобны отгремевшим уже более десяти лет на автофорумах, когда каждый первый бил себя пяткой в грудь, утверждая, что он никогда в жизни не пересядет на богомерзкий автомат. Но…

С другой стороны, до полного перехода на электропривод осталось не так уж и много и большинство из нас доживет до того момента, когда коробка переключения передач на мотоцикле канет в лету и останется лишь в учебниках по истории техники.

Другие материалы в этой категории: « Создан новый кафе-рейсер Honda GL400 1981 Концепт BMW S675RR »