Выпуск мотоциклов в этом саксонском городке имеет старые традиции, которые после второй мировой войны расширились настолько, что городок Zschopau получил неофициальное название «город мотоциклов». Первое двухколесное транспортное средство (велосипед с моторчиком) было выпущено здесь еще в 1921 году. Это транспортное средство носило марку DKW, которая в последующие годы прославилась выпуском надежных мотоциклов, а позднее и автомобилей с двухтактными моторами. В бывших цехах этой фирмы после войны народная промышленность ГДР и возобновила производство мотоциклов в 1950 году. Определило в дальнейшем производственную программу предприятия то, что с военных лет в цехах в полусобранном состоянии оставалось 1686 штук мотоциклов DKW предвоенной модели RT-125.
Это был простой легкий мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным мотором объемом 123 см3. Мотоцикл обладал завидными достоинствами. Его вес не превышал 66 кг. Расход топлива составлял всего 2.2 л на 100 км. В дальнейшем в процессе производства данная модель постоянно модернизировалась. Так, уже в 1953 году мотоцикл имел переднюю телескопическую вилку и телескопические амортизаторы в подвеске заднего колеса (Фото 1). Одной из самых качественных модернизаций была установка полностью закрытого цепного привода. Увеличение мощности мотора и другие модернизации увеличили вес модели до 88 кг. Это не мешало мотоциклу развивать 80 км/ч, в том числе и с двумя седоками (довоенная модель была одноместной).
Тогда мотоциклы, выпускавшиеся в Цшопау, назывались IFA, и только во второй половине 50-х годов после реорганизации автомобильных производств мотоциклы стали называться MZ . После «стодвадцатьпятки» был освоен выпуск мотоциклов и классом повыше 175 см3 и 250 см3. Двигатели их были такими же — одноцилиндровыми и двухтактными. Кроме этого завод выпускал интересную и необычную модель «BK-350» (Фото 2). Модель имела оппозитный двухтактный двухцилиндровый двигатель, привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом. Мотоцикл был предназначен для эксплуатации с коляской, которые в то время в ГДР были весьма популярны из-за послевоенной нехватки легковых автомобилей. Мотоцикл, среди достоинств которого был низко расположенный центр тяжести, способствующий отличной управляемости, выпускался недолго. Выпуск его вскоре был прекращен и модель «BK-350» так и осталась курьезным моментом в истории MZ.
Завод MZ специализировался на выпуске одноцилиндровых двухтактных двигателей довольно ортодоксальной конструкции, но немецкая точность и отличное качество изготовления позволили добиваться замечательных показателей в своем классе. Так, еще в 1970 году MZ-250 имел мощность 14 kw и скорость 130 км/час. Комфорт обеспечивала пружинная подвеска мотора в раме, а также подвеска колес, укомплектованная длинноходными гидравлическими амортизаторами с удачно подобранными пружинами. В конце 50-х годов в Европу пришла мода на переднюю маятниковую вилку, и MZ с удовольствием следовал ей какое-то время (Фото 3). Но уже к концу 60-х годов вернулся к традиционной телескопической вилке.
Рассказывая об этой марке, нельзя не сказать о спортивных успехах фирмы. Еще не завершив послевоенное обновление, они уже думали о спорте. В первой половине 50-х годов было создано спортивное отделение. Первых спортивных успехов фирма добилась еще под маркой IFA. Об этом знают и чехословацкие болельщики, которые были свидетелями победы в Гран При Чехословакии 1952 года на трассе Брно своего соотечественника Петрушчки (Petruschka) на «ифке» в классе 125 см3. О скоростных качествах гоночной «двестипятидесятки» мог бы рассказать и замечательный чехословацкий гонщик Франтишек Счастны (Frantisek Stastny), который завоевал на нем пятое место в Гран При Швеции в 1961 году. Гоночные мотоциклы MZ с двухтактными моторами водяного охлаждения с золотниковой схемой приготовления смеси были в шестидесятых годах наилучшими.
Одноцилиндровый мотоцикл-«пятидесятка» с восьмиступенчатой коробкой передач достигал в 1962 году скорости 140 км/ч, а спустя пять лет трехцилиндровая «стодвадцатьпятка» достигала скорости 185 км/ч, в то же время двухцилиндровая «двестипятидесятка» развивала 230 км/ч. При таких параметрах на «мцетах» не гнушались выступать такие всемирно известные гонщики, как G.Hocking, D. Woodman, A. Shepherd, S. Grassetty, не отставал от знаменитых иностранцев и фирменный гонщик MZ H. Rosner, который в чемпионате мира 1966 года занял пятое место в классе 250 см3, следом за двумя «Хондами» и двумя «Ямахами». [ Потрясающий результат для европейской и тем более «соцстрановской» техники в то время. (прим. переводчика) ].
Всего мотоциклы MZ одержали победу в тринадцати Гран При. В 1973 году фирма прекратила выступать в кольцевых гонках — уже невозможно было выдержать конкуренцию с японцами. Фирма переключилась на изготовление мотоциклов класса «эндуро» и достигла серьезных успехов в «шестидневке».
После объединения Германии фирма, естественно, перестала быть народным предприятием и поменяла название. Стала называться MuZ и делать в небольших количествах мощные мотоциклы с чужими моторами (японскими или австрийскими), но успех был так себе. По последней информации они одумались. Выкинули нелепую букву U из названия и собираются вернуться к самостоятельному выпуску современных двигателей, в том числе и двухтактных. Рад, что наконец-то пришли к правильному решению. Только очень недалекие люди могли отказаться от раскрученной марки с богатой спортивной историей, даже если двухтактные моторы перестали быть популярными.
Не могу не сказать о личных впечатлениях. В 1978 году я служил в Польше (бывший офицер). К тому времени у меня был опыт езды на Яве, на «старушке» и на тогдашней новинке модели «634», на Иже, на наших тяжелых мотоциклах и даже на польской 150-ке — «WSK». Перечисляю для того, чтобы показать, что кое-какой опыт у меня был. И вот на целый день в мои руки попал MZ модели «ЕТС 250 Трофи». Мотоцикл поразил отличным качеством отделки, низкой посадкой, разными колесами (переднее на 16, заднее на 18), объемистым стильным баком, тахометром (наш неуклюжий мотопром до сих пор не научился делать этот нужный и несложный прибор). Удивила совершенно низкая шумность мотора, почти полное отсутствие вибрации. После поездок на нем в течение дня так и хотелось кричать «Das ist Fantastish!». Бешеная приемистость, совершенно легкий ненатужный набор скорости, уверенная езда на скорости 130 км/ч (больше не рисковал — мотоцикл-то чужой), четкое, без усилий переключение скоростей, короче — полный восторг. Прошли годы, но ни один мотоцикл мне не доставил больше такого удовольствия, кроме, может быть, «Судзуки 400», но удобство посадки все равно не сравнить с «мзетом».