Особенно везло в этом плане воздушно-десантным войскам различных стран. Дальше всех в этом направлении, по всей видимости, пошли французские конструкторы, которые додумались оснастить мотороллер Vespa (со 145 см3 одноцилиндровым двухтактным двигателем) 75-мм безоткатным орудием, причём водитель мотороллера во время поездки сидел на этом самом орудии. Мотороллеры САУ Vespa 150 TAP (такое имя он носил) можно было легко сбросить над территорией противника, а затем уже на земле десантники могли привести их в боеспособное состояние.Мотороллер-САУ Vespa 150 TAP
Двухколесная САУ Vespa 150 TAP по праву может считаться самым странным образцом вооружения в своем классе. Удивить кого-то более странной разработкой будет крайне сложно. Боевая машина была создана на базе итальянского мотороллера и безоткатной американской пушки М-20. Создатели Vespa 150 TAP из А.С.М.А. — «Ателье по конструированию мотоциклов и автомобилей» решили, по всей видимости, объединить две вещи: скорость (мотороллер разгонялся по шоссе до 120 км/ч) и огневую мощь, практически танковую. Мотороллер нес на себе 75-мм безоткатное орудие. К примеру, на знаменитом советском танке Т-34 основным огневым средством была 76,2-мм пушка.
Однако, в отличие от танков, мотороллер -САУ Vespa 150 TAP не имел вовсе никакой брони. Единственное, что сделали конструкторы, это усилили его раму. Расчет делался на небольшой вес, легкость десантирования и высокую скорость передвижения (до 66 км/ч по пересеченной местности). Считалось, что попасть в такую небольшую цель, обладающую высокой подвижностью, будет очень затруднительно. Установленное на мотороллере безоткатное орудие М-20 имело бронепробитие кумулятивным снарядом на уровне 90-100 мм. Этого за глаза хватало для борьбы с любой легкой бронетехникой противника.
Любопытно, что французские войска активно использовали моторролер Vespa 150 TAP в боях в Индокитае и Алжире в начале 1950-х годов. Новинка получила в войсках прозвище «Базука Веспа». В общей сложности французская армия заказала и выкупила у производителя около 800 таких мотороллеров. Так как мотороллер-САУ предназначался для оснащения воздушно-десантных войск, его можно было сбрасывать с парашютом. Боевой экипаж установки состоял обычно из 2-х стрелков на скутерах: один использовался непосредственно для стрельбы по противнику, второй для транспортировки боеприпасов, которые располагались в специальных контейнерах с обеих сторон от сиденья. Причем в качестве сиденья использовалась казенная часть безоткатного орудия, которая сверху прикрывалась стальным каркасам и для удобства десантника обшивалась мягким материалом.
В качестве силовой установки на мотороллере САУ Vespa 150 TAP использовался одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 145 «кубиков». Данный мотор был гораздо экономичнее мотоциклетных, но при этом был не таким безотказным в работе и мог в самые неподходящие моменты боя просто заглохнуть. Принимая во внимание, что вес десантника в полном снаряжении составлял уже не менее 100 кг, а сам мотороллер с учетом орудия весил около 160 кг, то, прибавив сюда вес снарядов, можно получить конечную полную массу мотороллера с комплектом вооружения и десантником — около 300, а то и 400 кг. Для такой мощи используемый моторчик был уже маловат.
Помимо этого, габариты этой необычной боевой машины (длина 1760 мм, ширина 695 мм) не позволяли ей обладать достаточной мобильностью на поле боя. Также к недостатком боевого моторролера САУ Vespa 150 TAPотносили сравнительно большое по меркам быстрого боя время подготовки к открытию огня из походного положения и сворачивания установки после того, как артиллерист-десантник отстрелялся. Для того, чтобы открыть огонь, необходимо было поставить мотороллер на сошки (специальная сдвоенная подножка), подготовить орудие к бою, отправив в его казенную часть снаряд. После выстрела необходимо было успеть унести ноги от возможного ответного огня противника. И это в лучшем случае. В худшем безоткатное орудие массой 52 кг надо было снимать с мотороллера и устанавливать на специальную треногу а, совершив выстрел, либо бросать установку, либо заниматься ее установкой на мотороллер под неприятельским огнем.
В ходе боевой эксплуатации вскрылся и тот факт, что колеса мотороллера были слишком узкими, а давление на грунт очень высоким. Машина хорошо себя чувствовала на шоссе, но не на пересеченной местности, она увязала в африканских песках и тонула в грязи Индокитая. Через участки бездорожья эту тяжелую установку десантникам приходилось тащить на себе. По этой причине вскоре мотороллер стали использовать по прямому назначению. На них пересели курьеры и офицеры связи, а безоткатные орудия были сняты.
В сегодняшних реалиях безоткатные орудия по большей части заменили противотанковые гранатометы. К примеру, очень популярный, особенно в странах третьего мира, гранатомет РПГ-7. При этом очень часто гранатометчики пользуются мотоциклами с хорошей подвижностью. Данный вариант представляется значительно более практичным, так как гранатометчик на мотоцикле может совершить выстрел в любую сторону. Это можно сделать сразу после остановки мотоцикла, а затем мгновенно выйти из боя вместо того, чтобы тратить драгоценное время на извлечение и установку безоткатного орудия на треноге или разворота мотороллера в нужную сторону. Так как орудие М-20 было безоткатным, произвести выстрел можно было и не снимая его со скутера, но в таком случае очень серьезно затруднялся процесс прицеливания.
До наших дней дошло достаточно большое количество «Весп». Цена подобного скутера-мотороллера, который в момент производства стоил 500 долларов, сегодня доходит уже до 20-50 тысяч долларов (в зависимости от состояния модели). Vespa 150 TAP достаточно хорошо представлен в частных коллекциях. Согласно американским законам, оружие, которое было выпущено до определенного года (временные рамки разные в разных штатах) перестает считаться оружием и становится антиквариатом. По этой причине в США можно абсолютно легально купить даже авиационной пулемет. Под такой закон подпадает и моторролер Vespa 150 TAP, ее может приобрести любой желающий, обладающий нужной денежной суммой.